|
Коллектор ПРО Колонки экспертов Корпоративное коллекторство: теория и практика Проверка контрагентов с позиции корпоративного коллекторства.
Проверка контрагентов с позиции корпоративного коллекторства. Print E-mail
Monday, 21 October 2013 13:15

Долгое время я считал проверку контрагентов достаточно конкурентным и не особо интересным направлением бизнеса, смежным с коллекторским. Однако однажды давний и важный клиент, для которого проводилось большое количество взысканий, попросил проверить нескольких потенциальных покупателей его продукции (ГСМ, моторные масла и т.д.). При выполнении поставленной задачи мы поняли, что смотрим на оценку надежности контрагента несколько иначе, нежели специалисты службы безопасности (внутренних или внешних). Отличия обусловлены особенностями методик корпоративного коллекторства, которые применяются при возникновении долговых проблем. То есть при проведении проверки мы не только оцениваем состояние компании в текущий момент времени, но и моделируем возможное поведение контрагента в случае, если он, по каким-то причинам, не исполнит своих обязательств.

Например, в ходе взыскания в качестве одной из ключевых точек, т.е. лиц, угроза информирования которых может подтолкнуть должников к исполнению обязательств, часто фигурируют объединения предпринимателей, куда входит организация-должник или связанная с ней организация. Возможность исключения из отраслевых ассоциаций, СРО или ТПП и связанный с этим скандал может достаточно долго мешать развитию бизнеса. Соответственно, при проверки контрагентов мы смотрим: участвуют ли проверяемая компания или холдинг в каких-либо объединениях. Такое участие обычно считаем фактором повышающим надежность контрагента, также как наличие известных клиентов, а также публичная, в том числе политическая или общественная, активность руководителей или владельцем организации.

Особо важным моментом, который исследуется в первую очередь, мы считаем анализ возможного опыта использования предпринимателем, организация которого проверяется, схем затруднения взыскания задолженности, в том числе недобросовестных. Речь, идет о таких ходах как:

- «слив» организации на номинала, т.е. передача видимости владения и управления организацией лицу, которое реально не осуществляет управленческие функции;

- реорганизация (присоединение и т.д.) организации с исключением из ЕГРЮЛ (организация-правоприемник, как правило, в другом регионе и деятельность никакую не ведет);

- «управляемое» банкротство в интересах должника (выход в ликвидацию и затем в конкурсное производство, сопровождаемые часто появлением «искусственных» кредиторов).

Эти моменты легко проверяются по информационным системам, где данные ЕГРЮЛ объединены с информацией картотеки арбитражных дел (Контур.Фокус, СПАРК, Интегрум и др.). Соответственно, если мы видим, что ранее учредитель проверяемой организации уже «сливал» юридические лица, на которых, судя по данным судов и ФССП РФ, остались долги, то это тревожный сигнал. Это стоит учитывать, даже если сейчас его организация вполне внушает доверие по многим обычно проверяемым параметрам (юридический адрес не массовой регистрации, большой уставный капитал, реальные, а не «номинальные» учредители и руководитель, госконтракты, наличие активов в собственности по балансу и т.д.). Естественно, что использование номиналов, так же как и другие названные факторы риска, в проверяемой компании также учитываются при подготовке рекомендаций по надежности сотрудничества.

Приведем перечень основных факторов, которые проверяются при оценке надежности контрагента:

​ Использование номинальных руководителей / учредителей;

​ Другие организации / информация ЕГРЮЛ, их состояние и суды с ними связанные;

​ Негативная информация в открытом доступе;

​ Публичность владельцев / руководителей / организации;

​ Известные контрагенты;

​ Участие в объединениях / выставках / конференциях;

​ Информация о наличии активов.


Учитывая, что проверкой контрагентов занимается агентство, которое обычно проводит взыскание проблемных долгов, появилась схема своего рода гарантии качественности оказанных услуг или страховка. Если при работе с контрагентом, в отношении которого по проверке были даны положительные рекомендации, возникают долги, то коллекторское агентство:

- дает бесплатные рекомендации по расширенной претензионной переписке и переговорам сразу после возникновения проблем;

- предоставляет скидку на коллекторские услуги, если они оказались все-таки актуальными.

Мы надеемся, что распространение описанного подхода к проверке контрагентов позволить повысить уровень долговой безопасности отдельных организаций.

Жданухин Д.Ю.
Президент
Ассоциации корпоративного коллекторства,
Генеральный директор
Центра развития коллекторства,

к.ю.н.

 

Источник: ФАКТОРинг ПРО

 

Это интересно